ОНТОЛОГИЯ

ОНТОЛОГИЯ
(от греч. on - сущее и logos - учение) - учение о бытии, о сущем, о его формах и фундаментальных принципах, о наиболее общих определениях и категориях бытия. Термин был введен Р. Гоклениусом в 1613, но уже в античной философии сформировались различные варианты О. как учения о бытии как таковом, которое было связано с различением бытия и небытия, подлинного бытия и неподлинного существования. Принципиальный поворот в понимании О. был осуществлен Кантом, который подверг традиционную О. критике за догматизм и натуралистическое понимание бытия и предложил трактовать ее как "аналитику рассудка", выявляющую фундаментальные принципы полагания реальности человеком.

В XX в. к проблематике О. обращаются философы феноменологической школы в ее широком понимании - Мейнонг, Гуссерль, Шелер, Н. Гартман, Ингарден, а также представители аналитической философии, среди которых своими трудами по О. выделяется Куайн. В первом направлении новая постановка онтологических проблем была связана прежде всего с идеей интенциональности. Это проявилось и в "теории предметов" Мейнонга, и в онтологических анализах Гуссерля. Понимая интенциональность как "сознание о..." и различая в нем акты и их содержание, Гуссерль первоначально трактовал О. как всеобщую феноменологию предметностей сознания, данных в актах переживания, созерцания, понимания. Затем он обратился к анализу изначальных актов конституирования этих предметностей сознания, а позднее отождествил О. с телеологией и исследованием мира возможностей. Онтологическая переориентация в философии, осуществленная Гуссерлем, предполагает "очищение" сознания от различного рода натуралистических привнесений (см. натурализм), целью чего является достижение созерцания "самих сущностей". В аксиологии Шелера ставится вопрос о способе бытия ценностей в их соотнесенности с актами познания и оценки. Н. Гартман не принял гуссерлевского отождествления О. с анализом конституирующих актов трансцендентальной субъективности и занял более реалистическую позицию, названную им "критической онтологией". Сходная установка воплощена и в трактате Ингардена "Спор о существовании мира", в котором соединены феноменологический подход, гносеологический реализм и тщательный анализ идущей от Аристотеля традиции онтологической мысли.

Решительная переориентация философского мышления в сторону О. связана с именем Хайдеггера. Фундаментальный вопрос О. - вопрос о бытии как таковом (Sein), а не просто о "сущем" (Seiendes). Историко-философский поиск приводит Хайдеггера к выводу, что проблема бытия адекватным образом ставилась только греками, а именно, досократиками; но уже начиная с Платона происходит уклонение от вопроса о бытии, не тождественном бытию сущего. В этом смысле поздний Хайдеггер называет историю метафизики историей "забвения бытия".

Лингвистический поворот, характерный для аналитической философии, переводит онтологическую проблематику в план анализа "концептуальных каркасов". В логическом эмпиризме традиционные виды О. рассматривались как проявления метафизики. Отрицая содержательный характер О., Карнап трактовал ее как "формальную семантику", выявляющую "языковые каркасы", в рамках которых высказываются суждения о вещах. Куайн называет О. сферу экзистенциальных допущений используемого нами языка. Эта сфера определяется областью действия "связанных переменных" этого языка, что отразилось в его известном афоризме: "быть - значит быть значением связанной переменной". Исходя из понимания существующих языков как целостных систем, связанных с реальностью различными и неоднозначными способами, Куайн отстаивал тезис о неопределенности перевода, что привело его к вызвавшей продолжительные дискуссии концепции "онтологической относительности".

А.П. Огурцов

Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига, 1988; Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997; Карнап Р. Эмпиризм, семантика и онтология // Он же. Значение и необходимость. М., 1959; Куайн У. Онтологическая относительность // Современная философия науки.  Хрестоматия. М., 1994; W. Quine. Word and Object. Cambridge, Mass., 1960; G. Lukacs. Ontologie des desellschaftlichen Seins. Darmstadt, Neurgied, 1984; B. Weissmahr. Ontologie. Hamburg, 1985.


Современная западная философия. Энциклопедический словарь. — М.: Культурная революция. . 2009.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ОНТОЛОГИЯ" в других словарях:

  • ОНТОЛОГИЯ — учение о бытии как таковом, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия. Иногда О. отождествляют с метафизикой, но чаще рассматривают как ее основополагающую часть, как метафизику бытия. Бытие последнее, о чем допустимо спрашивать …   Философская энциклопедия

  • ОНТОЛОГИЯ — (греч., этим. см. предыд. слово). Наука о действительно существующем; наука об общих свойствах вещей. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОНТОЛОГИЯ [< гр. on (ontos) сущее + logos слово, учение] филос.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ОНТОЛОГИЯ — (греч. on, ontos сущее, logos учение) учение о бытии: в классической философии учение о бытии как таковом, выступающее (наряду с гносеологией, антропологией и др.) базовым компонентом философской системы; в современной неклассической философии… …   История Философии: Энциклопедия

  • ОНТОЛОГИЯ — (греч. on, ontos сущее, logos учение) учение о бытии: в классической философии учение о бытии как таковом, выступающее (наряду с гносеологией, антропологией и др.) базовым компонентом философской системы; в современной неклассической философии… …   Новейший философский словарь

  • ОНТОЛОГИЯ — (от греческого on, родительный падеж ontos сущее и ...логия), раздел философии, учение о бытии (в отличие от гносеологии учения о познании), в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности …   Современная энциклопедия

  • ОНТОЛОГИЯ — (от греч. on род. п. ontos сущее и ...логия), раздел философии, учение о бытии (в отличие от гносеологии учения о познании), в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности; термин введен немецким философом Р …   Большой Энциклопедический словарь

  • ОНТОЛОГИЯ — ОНТОЛОГИЯ, онтологии, жен. (от греч. on (род. ontos) сущий и logos учение) (филос.). В идеалистической философии учение о бытии, об основных началах всего существующего. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ОНТОЛОГИЯ — ОНТОЛОГИЯ, и, жен. Философское учение об общих категориях и закономерностях бытия, существующее в единстве с теорией познания и логикой. | прил. онтологический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ОНТОЛОГИЯ — греч. ученье о существе или о сущности, бытии, сути. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • Онтология — (ontologia) вообще учение о сущем; в особенности такобозначается основная, формальная часть философии в системе ХристианаВольфа, который, следуя Аристотелю, называет ее также первоюфилософией . Здесь рассматриваются понятия нечто и ничто,… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ОНТОЛОГИЯ — (от греч. ontos бытие и iogos учение, слово) англ. ontology; нем. Ontologie. Учение о бытии; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие категории сущего. см. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ, МЕТАФИЗИКА. Antinazi. Энциклопедия… …   Энциклопедия социологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»